Технологии создания интерактивных заданий и инструментов оценивания

Задания (модуль 1)

1.2. Методические рекомендации по организации активных, интерактивных и традиционных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения. 
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. 
Основные требования к организации и проведению занятий в активной и интерактивной форме
Принципы работы на интерактивном занятии:
  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. 
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии
  • Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  • Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
  • Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  • Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  • Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
  • Организация учебного процесса и методы обучения
    - При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»
    - Обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.
Этика преподавателя включает следующие моменты:
    • преподаватель должен способствовать личному вкладу студентов и свободному обмену мнениями при подготовке к интерактивному обучению;
    • преподаватель должен обеспечить дружескую атмосферу для студентов и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию;
    • преподаватель должен облегчать подготовку занятиям, но не должен сам придумывать аргументы при дискуссиях;
    • преподаватель должен подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели студентов;
    • преподаватель должен обеспечить отношения между собой и студентами, они должны основываться на взаимном доверии.
    • преподаватель должен провоцировать интерес, затрагивая значимые для студентов проблемы;
    • стимулировать исследовательскую работу;
    • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по ходу занятия, чтобы не дать погаснуть дискуссии, обсуждению;
    • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
    • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше — всех;
    • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;
    • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала занятия такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
    • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.
    • проанализировать и оценить проведенное занятие, под­вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале занятия цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
    • помочь участникам занятия прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
    • принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
    • в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
    • добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
    • показать высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам­ках учебной программы;
    • обладать речевой культурой и, в частности, свободным и грамотным владением профессиональной терминологией;
    • проявлять коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
    • обеспечить быстроту реакции;
    • способность лидировать;
    • умение вести диалог;
    • иметь прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
    • уметь владеть собой
    • умение быть объективным.
Рекомендуется в структуру методических рекомендаций по подготовке студентов к интерактивным занятиям включать следующий алгоритм их проведения:
  1. Подготовка занятия
  2. Вступление
  3. Основная часть
  4. Выводы (рефлексия)
В методических рекомендациях отражаются следующие ключевые моменты:
    • как обучающиеся может должен подготовиться к проведению данного вида занятий (изучение определенного материала, получение определенных специальных навыков, изучение различных методик решения поставленной задачи и т.п.)
    • какую литературу при подготовке необходимо использовать
    • знания из каких разделов других предметных областей (межпредметные   связи) необходимо использовать
    • какой инструментарий будет необходим при проведении занятия
    • каким образом будет проводиться занятие (ход проведения занятия, сценарий, темы для обсуждения и т.п.)
    • какие специальные средства будут использованы на интерактивном занятии (информационные, специальное оборудование и прочее)
    • каковы правила поведения на данном занятии
    • какова роль каждого обучающиеся на данном занятии

Проведение интерактивного занятия включает следующие правила поведения обучающихся:
    • обучающиеся    должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям;
    • способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике;
    • распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми.
    • соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем.

1.1. Интерактивные образовательные технологии: контент-анализ

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. 

Основные правила организации интерактивного обучения, с использованием ИКТ

  1. Вовлечение в работу всех участников
  2. Психологическая подготовка участников
  3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много
  4. Подготовка среды обучения для работы
  5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента 
Обязательные условия организации интерактивного обучения: 
  • доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися
  • демократический стиль
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой
  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся. 
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: 
  • творческие задания
  • работа в малых группах
  • дискуссия
  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  • изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция)
  • эвристическая беседа
  • разработка проекта (метод проектов)
  • использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки
  • системы дистанционного обучения
Интерактивные формы обучения
Источники
  1. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М. 2007

Интерактивные технологии — это специальная форма предоставления информации. Она основана на живом взаимодействии субъекта интерактивной среды, то есть человека. И объекта этой же интерактивной среды, то есть видео контента.
г.Владивосток +7 (423) 269-78-08, 248-96-79 Skype:HitekLabvl.Company info@hiteklab.vl.ruhttp://hiteklab.vl.ru



Модуль 1


Введение.
Справочный материал
Практическое задание    "З-И У"
Заполните таблицу "Знаю - интересуюсь - узнал". 
Таблица "ЗИУ" направлена на выявление уровня первоначальных знаний и интересов обучающихся. Ее заполняют  в начале и в конце проекта. Данный инструмент оценивания позволит не только вам, но и самим участникам увидеть на сколько они продвинулись и изучении темы. Подробнее о "З-И-У"
Использование предварительного знания
Таблицы Знаю-Интересуюсь-Умею (ЗИУ) наиболее распространенный графический планировщикдля использования предварительного знания. Таблица состоит из трех колонок. Первая озаглавлен - "Знаю", второй - "Интересуюсь" и третий "Умею или Уже научился". Эта простая таблица позволяет активизировать предварительные знания учеников и позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить. Ученики начинают с мозгового штурма идей в области Знаю. Затем они по одиночке или в группах собирают вопросы, которые они хотят изучить - Интересуюсь. Затем, когда ученики начинают отвечать на вопросы проекта,  они записывают узнанную информацию в раздел "Уже Узнал» или Умею в правой части таблицы. Таблицы З-И-У требуют от учеников выявления новых знаний, которым они научились, сравнения этих знаний с тем, что они уже знали и пояснения своих идей. Они помогают ученикам сосредоточиться на содержании обучения и удерживать в поле зрения новые знания, которым они научились. Кроме того, таблицы могут использовать при оценивании - они показывают, что узнал ученик.  З-И-У таблицы могут использоваться при работе с учениками любого возраста. Они могут использоваться в начале работы над проектом и на них можно ссылаться в ходе всего проекта.  Обычно это область, в которой ученики записывают свои идеи и вопросы, не боясь, что их будут оценивать Таблица может помочь ученикам организовать работу и может быть исходной точкой для обсуждения в парах или во всем классе. 

Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения; литературные и художественные произведения; символику, названия и изображения, используемые в коммерческих целях.
На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности http://www.wipo.int (выберите русский язык для просмотра информации на русском языке) можно ознакомиться с видами интеллектуальной собственности, основополагающими документами, а также пройти бесплатные дистанционные курсы по данному направлению.

 Видео ролик о том, что такое интеллектуальная собственность 
  •  Видео урок от  Натальи Степановой. Плагиат. Авторское право. Лицензирование.
  • Что происходит в Интернете с точки зрения соблюдения авторского права и как найти легально используемые материалы для своих видеопроектов? Видеокурс рассчитан на новичков: что такое Плагиат, Авторское право, Лицензирование, Creative Commons (СС лицензирование), Public domain (общественное достояние), Model release (договор с моделью), Property Release (договор с собственником), Royalty free (без гонорара), Fair use (свободное использование), коммерческое использование, лицензия на синхронизацию. Просмотрев всю лекцию, Вы гарантированно будете очень хорошо осведомлены в основных вопросах авторского права. Эта видеолекция - часть курса для будущих авторов видео и инфобизменов: http://the-k-market.com/ru/video/busi...

  • Государственные стандарты библиографических описаний

    На сегодняшний день в России действуют следующие ГОСТы, регулирующие порядок создания библиографических описаний. Полные тексты этих ГОСТов в формате PDF можно найти на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://protect.gost.ru/):
    • ГОСТ 7.82-2001. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» (действует с 30 июня 2002 г.). URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=131137
    • ГОСТ 7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (действует с 30 июня 2004 г.). URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865
    • ГОСТ 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (действует с 1 января 2009 г.). URL:http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511
    Раньше для библиографических описаний использовался ГОСТ 7.1-84, но он утратил силу с введением ГОСТ 7.1-2003.
    Похожие статьи

    1. Интеллектуальная собственность в терминах, понятиях и определениях федерального законодательства: словарь-справочник / Под общей редакцией Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, 2008 г.

  • Карта сайта

"Технологии создания интерактивных заданий и инструментов оценивания"


Мастер-класс предназначен для преподавателей  образовательных организаций, интересующихся вопросами проектирования интерактивных заданий и инструментов оценивания в соответствии с требованиями ФГОС.

Очевидно, что изменения в системе образования порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится актуальным умение планировать и строить учебный процесс так, чтобы осознанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Одной из важных целей создания данного семинара - помощь педагогу создавать интерактивные задания и инструменты оценивания образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Место проведения мастер-класса:  https://sites.google.com/site/smoltechnogsv/home

Сроки проведения: 29 сентября – 15 октября  2014 года

с 29 - 30 сентября работаем над разделом "Введение"


Ознакомиться с расписанием мастер-класса можно здесь: https://sites.google.com/site/smoltechnogsv/raspisanie-1

Все результаты фиксируются в таблице мониторинга продвижения 
Сроки проведения: 29 сентября – 15 октября  2014 года
Количество часов: 24 часа

Ведущая Светлана Гаврыш
Семинар-практикум предназначен для преподавателей  образовательных организаций, интересующихся вопросами проектирования интерактивных заданий и инструментов оценивания в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты обучения
Предполагается, что по итогам работы на данном семинаре-практикуме каждый участник расширит используемый в практической деятельности комплект дидактических заданий и оценочных средств. 
В качестве результативности деятельности семинара-практикума выступают такие профессиональные компетенции участников семинара-практикума: 
  • методическая (освоение приемов реализации деятельностного подхода на примере интерактивных заданий)
  • информационная (владение современными ИКТ-средствами для проектирования образовательного контента) 
  • коммуникативная (культура профессиональной коммуникации при взаимодействии с участниками семинара)
  • образовательная (реализация потребности и способности к самообразованию с помощью сетевых технологий).


Комментариев нет:

Отправить комментарий